Экадаши – день Господа Хари

Джьотиш в переводе с санскрита "Свет Бога". Индийская астрология в корне отличается от западной астрологии тем, что призвана дать человеку ясность относительно его божественной, духовной природы, его долга перед самим собой, раскрыть перед ним смысл его Судьбы.
Аватара пользователя
mayura
Администратор
Сообщения: 2568
Зарегистрирован: 12 05 2011, 11:07

Экадаши – день Господа Хари

Сообщение: #1278 mayura
12 05 2011, 11:07

шри нараяна увача
экадаши-вратам идам
вратанам дурлабхам варам
шри-кришна-прити-джанакам
тапах-шрештхам тапасвинам

«Шри Нараяна Риши сказал: соблюдение экадаша-враты – лучшая из аскез. Эта врата очень приятна Шри Кришне».

(Брахма-ваиварта-пурана 4.10.4)

Вайшнавы любят экадаши-врату поскольку этот день очень дорог Господу Кришне. Священные писания называют экадаши харивасара – день Господа Хари. Аскеза, совершенная в этот день может принести удивительные духовные и даже материальные плоды. Каждый найдет для себя что-то привлекательное в экадаши. Вайшнав, лишенный материальных желаний, может соблюдать экадаша-врату для того, чтобы удовлетворить Господа своими усилиями и обрести Его благословения. Те, у кого есть материальные желания, могут совершать экадаша-врату для того, чтобы они осуществились. Благодаря тому, что экадаши тесно связан с Шри Кришной, он несет духовное благо всем, кто совершает экадаши-врату, даже если у него не самые чистые мотивы. Таким образом, экадаши-врата исполняет все желания и дарует духовное совершенство.

Веды описывают правила соблюдения экадаша-враты. Вайшнавы стараются следовать всем правилам экадаша-враты для того, чтобы удовлетворить Господа своими усилиями и вниманием к деталям. На начальной стадии преданного служения очень важно придерживаться правил и предписаний священных писаний, поскольку в этом будет проявляться наша преданность и покорность Господу. По мере духовного развития значение строгого следования правилам уменьшается, но это не означает, что ими можно пренебречь. Вначале преданный следует правилам для того, чтобы очистится. На более высоком уровне преданного служения правилам следуют для того, чтобы показать хороший пример.

Что такое титхи или лунные сутки?

Ведический календарь называется панчанга – потому, что он состоит из пяти (панча) частей (анга). Панчанга состоит из:

1. Йога (комбинация Луны и Солнца)

2. Титхи (лунные сутки)

3. Карана (половина титхи)

4. Вара (солнечные сутки)

5. Накшатра (созвездие, в котором находится Луна)

Поскольку целью данной работы является только обсуждение экадаши (который является лунными сутками), мы не будем вдаваться в подробности панчанги, а сконцентрируемся на титхи и соблюдении экадаша-враты.

Титхи, или лунные сутки определяются разницой между долготами Солнца и Луны. Когда долгота Луны (которая двигается быстрее Солнца) меняется по отношению к долготе Солнца ровно на 12°, начинаются новые лунные сутки. Существует тридцать титхи или лунных суток (360°÷12=30). Таким образом, экадаши-титхи начинается в тот момент, когда разница между долготой Луны и долготой Солнца составляет ровно 132°.

Лунный месяц состоит из тридцати титхи. Кроме того, каждый лунный месяц делится на две половины – половину, когда Луна пребывает или растет и половину, когда Луна убывает. Половина месяца, когда Луна пребывает, называется гаура- или шукла-пакша или шуддха. Половина месяца, когда Луна убывает, называется кришна-пакшей или бахулой. Таким образом, в один лунный месяц бывает два экадаши-титхи – темной и светлой половины месяца (шукла-экадаши-титхи и кришна-экадаши-титхи).

Правила сопоставления лунных и солнечных суток.

Как мы уже выяснили, длительность лунных суток определяется временем, за которое долготы Луны и Солнца поменяются на 12°. То есть лунные сутки определяются движением Луны. Священные писания говорят, что солнечные сутки длятся от рассвета одного дня, до рассвета следующего (а не до полуночи, которую показывают наши часы). То есть солнечные сутки определяются движением Солнца.

Врату или аскезу соответствующую определенному титхи (в частности экадаши-врата) мы соблюдаем в соответствии с солнечными сутками (от одного рассвета до следующего). Однако титхи или лунные сутки, которые соответствуют врате (в частности экадаши-титхи) определяется движением Луны и не соответствует солнечным суткам. Таким образом, возникает необходимость в правиле, которое будет определять сопоставление солнечных и лунных суток. Это правило гласит: титхи или лунные сутки, которые шли в момент восхода солнца дают имя данным солнечным суткам. Так, например, если в момент восхода Солнца во вторник шли лунные сутки экадаши, то сам солнечный день (от восхода вторника до восхода среды) будет носить название экадаши, и в этот день будет соблюдаться экадаши-врата. Это правило соблюдается, даже если на время восхода Солнца приходится всего часть титхи. Так, например, если экадаши-титхи после восхода Солнца будет длиться всего несколько минут, данный солнечный день будет называться экадаши, и экадаши-врата будет соблюдаться именно в этот день.

Кшая-титхи и адхика-титхи.

Временной отрезок, образующий один день, соответствует 60 гхати (24 часа). Один гхати равен 24 минутам. Однако, поскольку время восхода Солнца меняется, продолжительность дня также меняется. Таким образом, продолжительность титхи может варьироваться от 59 до 65 гхати. Обычно один титхи начинается в один день и заканчивается в другой и так далее. Но поскольку длительность солнечных суток меняется в соответствии со временем восхода Солнца, может произойти следующее:

Титхи может начаться после восхода одного дня и закончится до восхода следующего. Такой титхи называется кшайа-титхи и он неблагоприятен для любой пунья-кармы. Если важное для нас событие (например, явление аватары Господа) выпадает на кшай-титхи, то данное событие отмечается на первый солнечный день, рассвет которого начинается после окончания кшайа-титхи. Предположим, праздник Нитьянанда-трайодаши пришелся на кшайа-титхи. В этом случае праздник переносится на тот день, рассвет которого пришелся на чатурдаши.
Титхи, может начаться до рассвета одного дня и закончится после рассвета следующего дня. Такой титхи называется адхика- или вриддхи-титхи. Во время адхика-титхи Солнце восходит дважды. Этот титхи также неблагоприятен для пунья-кармы. В этом случае особая дата отмечается в день первого рассвета. Например, Нитьянанда-трайодаши пришелся на вриддхи-титхи и «занял» два рассвета (скажем, вторника и среды). В этом случае праздник будет отмечаться во вторник, поскольку это день первого рассвета, на который пришелся трайодаши-титхи.

Врридхи-дашами и шудха-экадаши.

Считается, что подходящим для экадаши-враты может считаться только тот экадаши-титхи, который начался минимум за две мухурты до восхода Солнца. Одна мухурта равна 48 минутам. Время, которое занимает две мухурты до восхода Солнца носит название брахма-мухурты. А момент, когда до восхода Солнца (Сурйодая) остается две мухурты называется арунодая. Таким образом, для того, чтобы подходить для соблюдения экадаши-враты, экадаши-титхи должен начаться до арунодаи. Если переход между дашами-титхи (десятыми лунными сутками) и экадаши-титхи происходит между арунодайей и восходом Солнца, такой дашами-титхи называется вриддхи или «увеличенный», и экадаши-титхи, следующий за ним, не подходит для исполнения экадаши-враты (поста и так далее). В этом случае врата переносится на следующий день, двадаши. Экадаши-титхи, который начинается ранее двух мухурт до восхода Солнца носит название шуддха или «чистый» экадаши и подходит для экадаши-враты.

Махадвадаши.

При определенных обстоятельствах врата соблюдается или переносится на двадаши (двенадцатый день лунного месяца). Одну из причин этого переноса мы рассмотрели ранее. Помимо случая с вриддхи-экадаши есть и другие причины по которым врата переносится на двадаши (в этом случае двадаши называют махадвадаши). Существует восемь махадвадаши.

Унмилани-махадвадаши.

Если экадаши-титхи начинается с арунодайи одного дня и продолжается или длится после восхода Солнца следующего дня (то есть экадаши является вриддхи или увеличенным), то второй из двух дней будет называться Унмилани-махадвадаши и в этот день будет соблюдаться экадаши-врата.

Вьянджули-махадвадаши.

Если, после шуддха-экадаши, двадаши-титхи начинается до следующего восхода Солнца и продолжается после следующего восхода (то есть двадаши является вриддхи), то первый двадаши-титхи называется Вьянджули-махадвадаши и экадаши-врата проводится в этот день.

Триспарша-махадвадаши.

Если экадаши-титхи приходится на восход Солнца одного дня, а двадаши-титхи заканчиваются до следующего восхода Солнца (то есть в тот же день начинается трайодаши-титхи), этот день, во время которого касаются три титхи, называется Триспарша-махадвадаши. Экадаши-врата проводится в этот день.

Пакшавардхини-махадвадаши.

Если дни новолуния и полнолуния являются вриддхи и захватывают два восхода Солнца, то предыдущий двадаши-титхи называется Пакшавардхини-махадвадаши и экадаши-врата проводится в этот день.

Джая-махадвадаши.

Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Пунарвасу и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Джая-махадвадаши.

Джайанти-махадвадаши.

Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Рохини и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Джайанти-махадвадаши.

Папа-нашини-махадвадаши.

Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Пушья и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Папа-нашини-махадвадаши.

Виджайа-махадвадаши.

Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Шравана и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Виджайа -махадвадаши.

Время прерывания поста экадаши (экадаши парана)

После поста в день экадаши необходимо прервать пост в нужное время на следующее утро.

Пост никогда не должен прерываться до рассвета. В общем, пост можно прерывать в любое время в течении первой трети дневных (светлых) часов следующего за экадаши дня. Но этот принцип применим не всегда. Из этого правила есть несколько исключений:

Если пост соблюдается на шуддха экадаши, прервать пост следует до того как закончится двадаши титхи. Подобным образом, если пост соблюдается на двадаши (такие как вйанджули- или пакшавардхини-махадвадаши) или когда нет шуддха-экадаши, то пост следует прервать во время трайодаши. Из-за этого правила иногда прервать пост бывает необходимо вскоре после рассвета.
Когда пост соблюдается на шуддха экадаши, прерывать пост нельзя, пока по крайней мере 25% двадаши титхи не пройдет. Это правило существует по тому, что первые 25% двадаши титхи считаются «харивасарой», днем Господа Хари. Из-за этого правила иногда приходится прерывать пост поздно утром.
Иногда 25% двадаши титхи выходят за рамки первой трети дневных часов. В этом случае необходимо подождать пока период харивасары закончится и прервать пост сразу после этого.
Правило 25% не применяется на пост, который выпадает на двадаши титхи. Таким образом, если пост выпадает на двадаши, то временем параны может быть любой промежуток после рассвета следующего дня, но в промежуток первой трети дневных часов и в течении трайодаш- титхи.
Прерывание поста после четырех редко встречающихся накшатра-махадвадаши подчиняется особым правилам.

Важно отметить, что харивасарой или днем Господа Хари является не только экадаши-титхи, но и первая четверть двадаши-титхи. Таким образом, экадаши-врата (в частности пост) должна продолжаться до того момента, пока не пройдет первая четверть двадаши-титхи. Некоторые источники говорят от том, что последняя четверть дашами-титхи также считается харивасарой и в это время также необходимо соблюдать врату. Таким образом, врата может начинается в последнюю четверть дашами, продолжаться во время экадаши и закончиться после первой четверти двадаши.

Пост на экадаши-врату.

Во время экадаши-враты священные писания запрещают принимать в пищу зерновые и бобовые. Это можно считать достаточным для того, чтобы соблюдать пост в экадаши – воздерживаться от зерновых и бобовых. Анукалпа-прасад, пища не содержащая зерновых и бобовых, не прерывает пост и не нарушает врату. В отдельных случаях человек может поститься полностью (не есть пищи, даже анукалпа-прасад, и не пить воды), но это нельзя рассматривать как общее правило. Есть особые дни когда шастры рекомендуют полный пост – пандава-нирджала-экадаши и экадаши, который идет перед Вараха-двадаши (днем явления Варахадева). Полный пост на пандава-нирджала-экадаши рекомендован потому, что пост в этот день позволит устранить осознанные или неосознанные нарушения в следовании экадаши-враты в другие дни (когда случайно или по необходимости человек мог принять в пищу зерновые или бобовые). Пост на экадаши, идущий перед днем явления Варахадева, длится до полудня и соблюдается в честь явления Варахи. Поскольку пост на экадаши необходимо прервать в определенное время в двадаши, и это время раньше полудня, то пост до полудня в честь явления Варахи переносится на экадаши.

Прерывание поста совершается в установленное время. Если человек принимал анукалпа-прасад во время экадаши, то для того, чтобы прервать пост он должен принять пищу, содержащую зеронвые или бобовые. Если человек постился на экадаши полностью (не принимал никакой пищи и воды), тогда для того, чтобы прервать пост он может принять любую пищу или даже воду.

ом тат сат

marsuha
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 12 05 2011, 11:07

Re: Экадаши – день Господа Хари

Сообщение: #3512 marsuha
12 05 2011, 11:07

Я обычно запрашиваю экадаши на вайшнавских сайтах-они дают точное время по Москве(начало и окончание постов),стараюсь придерживаться полного(не есть не пить),т.к.в остальное время "грешу"с пищей по "полной",думаю что приду к вегетарианству где нить годам к 50...Хочу сказать сомневающимся о том смогут ли они держать полный пост:первый раз мне было реально плохо-я УЖАСНО хотела пить,но сжала волю в кулак(во сне ночью мне уже приснилось что Господь Рама дал мне воды и накормил,поэтому с просонья я уже ничего не хотела)))видимо наши желанья действительно плод нашего ума и не больше),второй раз я прослушала лекцию преданного где он говорил как легче пережить полный пост в экадаши,все было нормально-ни есть ни пить после выполнения его рекомендаций не хотелось,но я не учла свое временами повышенное давление-и оно дало о себе знать,пришлосьбез воды под язык ложить таблетку.В третий раз я стала "умнее" и ночью перед постом приняла все лекарства заранее-все прошло прекрасно.


Вернуться в «Джьотиш - теория и практика»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость